vlad_burtsev (vlad_burtsev) wrote,
vlad_burtsev
vlad_burtsev

Category:

Двигатель НК-93 будущее авиации или вопрос финансирования.

Ещё раз о судьбе двигателя НК-93






Работы по созданию винтовентиляторных двигателей проводились и в Советском Союзе. Самые знаковые разработки – Д-27 производства Запорожского КБ «Прогресс» и НК-93, созданного на Куйбышевском НПО «Труд», ныне Самарский НТК им. Кузнецова. Оба двигателя в серию не пошли и на то были разные причины. Судьба двигателя Д-27 тесно связана с самолётом, для которого он создавался. Перспективный военно-транспортный самолёт Ан-70, созданный в 90-х годах XX века до сих пор серийно не строится и никаких предпосылок к этому больше нет.

НК-93 – некоторые считают до сих пор, что это будущее российского двигателестроения, другие пытаются его примерить на все существующие советско-российские самолёты, третьи довольно прохладно или с осторожностью относятся к этой разработке, четвёртые ищут виноватых в её незапуске и используют эту идею в своих медийных или политических интересах.
    нений великое множество, но истина даже не посередине. Чтобы во всём разобраться возьмём за отправную точку слова, сказанные в 2010 году директором центрального института авиационного двигателестроения В.А. Скибиным:

«Лет семь назад мы очень внимательно разбирались с двигателем НК-93, хорошо изучили его, знаем все недостатки и выходили с предложением о модернизации этого двигателя. Мы проводили испытания газогенератора на стенде в Тураево, но завершить их в необходимом объёме, к сожалению, не удалось. Схемные решения весьма интересны – очень высокая степень двухконтурности, низконапорный биротативный вентилятор с редукторным приводом. Подобными работами в своё время занимались и зарубежные фирмы, но бросили их не справившись с шумом, мы настаивали на том, чтобы довести лётные испытания НК-93, здесь есть интересные вещи, которые можно использовать в дальнейшем. Целесообразно завершить испытания этого двигателя в качестве демонстратора, но это очень большая работа. Нужен заказчик, нужен интерес со стороны самолётостроителей, для такого типа двигателей очень важна интеграция с конкретным типом самолёта. Здесь ошибаться нельзя, можно сделать замечательный двигатель, но при постановке его на самолёт эффекта не получить из-за большого лобового сопротивления, волновых потерь, большого веса силовой установки».

В этой цитате собрано всё, что нужно для понимания ситуации вокруг НК-93, а я лишь подробнее расшифрую. Сегодня нужно обратить внимание на фразу нужен заказчик, нужен интерес со стороны самолётостроителей. НК-93, а вернее, его предыдущая версия под обозначением НК-92 планировалась для установки на тяжёлый военно-транспортный самолёт Ил-106, его должны были построить к началу 90-х годов и оснастить четырьмя перспективными винтовентиляторными двигателями.

Работы по Ил-106 были свёрнуты, а КБ Кузнецова в инициативном порядке продолжила работу над двигателем уже под обозначением НК-93. К 1992 году было собрано десять двигателей для проведения стендовых и лётных испытаний, но государственное финансирование прекратилось, сложнейшее положение в стране, отсутствие денег и самолёта для которого он предназначался фактически поставило крест на проекте. Спустя шестнадцать лет, в 2008 году смогли провести только три испытательных полёта на летающей лаборатории Ил-76, после чего активные работы были окончательно свёрнуты.

Особенно часто в прессе формулируется следующее – раз НК-93 не удалось поставить на Ил-106, то можно установить на пассажирские Ил-96 и Ту-204 или на тот же МС-21. Чтобы понять, возможно ли реализовать данную идею необходимо разобраться в особенностях двигателя.




НК-93 пытались примерить к гражданским лайнерам
НК-93 пытались примерить к гражданским лайнерам


НК-93 в базовой модификации обладает очень внушительной максимальной тягой 18 тонн, для её достижения был разработан трёхвальный газогенератор большой мощности, свободная турбина которого приводила во вращение биротативный винтовентилятор через планетарный дифференциальный редуктор.

Сам винтовентилятор закапотирован для достижения крейсерской скорости 0.75 М, дополнительным бонусом этого решения стало приличное уменьшение издаваемого шума, что касается потенциального применения НК-93 в оригинальном виде на пассажирских лайнерах, то здесь, очевидно, много аргументов против. Большой винтовентилятор, диаметр которого вместе с капотом составляет три метра 15 см просто не поместится под крылом ни одного из перечисленных ранее пассажирских самолётов.




Винтовентилятор двигателя НК-93 был  диаметром 3.15 метра
Винтовентилятор двигателя НК-93 был диаметром 3.15 метра


Другой негативный момент –крейсерская скорость для магистральных лайнеров, этот показатель варьируется в пределах 0.8-085 М. Довести НК-93 для полёта на таких скоростях это значит основательно переделать как его газогенератор так и винтовентиляторную группу, но уменьшение диаметра двигателя в любом случае было неизбежно, а это повлекло бы за собой уменьшение тяги.

Экзотические варианты установки НК-93 с сохранением габаритов перед крылом подобно турбовинтовым двигателям всерьёз рассматривать не стоит. Другая часто предлагаемая крайность ремоторизация тяжёлых транспортных самолётов Ан-124, здесь проблемы всё те же, что и с пассажирскими самолётами, только наоборот, чтобы увеличить тягу с 18 до требуемых 24 тонн придётся увеличить диаметр винтовентилятора и, вообще, основательно переделать весь двигатель.

Ради справедливости необходимо сказать, что НК-93 даже в качестве демонстратора технологий находится на весьма ранней стадии. Стенограммы в ЦИАМ тому подтверждение, проблемы с готовностью отдельных узлов агрегатов и их несоответствие заявленным характеристикам сделали невозможным сертификацию НК-93, впрочем, в условиях нехватки финансирования по-другому и не могло быть. Отсутствие дополнительно заказчика в лице самолётостроителя лишь усугубило ситуацию.
    Вопрос о том стоило ли доводить испытания ненужного самолётостроителям НК-93 в оригинальном виде во многом дискуссионный, с прагматической точки зрения, ответ очевиден, с романтической и тем более политической догадайтесь сами.

Tags: двигатель НК-93
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments